Пятница, 26.04.2024, 01:35
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Поиск
Категории раздела
Криминал [0]
Спорт [59]
Праздники [128]
Новости [1363]
Анонс [0]
Читайте в следующем номере
Вопрос читателя [10]
Проишествия [4]
Экспресс опрос [15]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Социальные сети
Главная » 2017 » Август » 3 » К 465-летию Промзино
22:58
К 465-летию Промзино

Откуда пошла земля Сурская

Вольный край

Сурский край – место очень древнее. Коренными жителями были мордва, чуваши, булгары, марийцы. Название Промзино происходит от чувашского слова «парамса» - поворот, извилистый путь, извилистое русло. Первоначально это название получила река Промза, а потом село Промзино.

Промзино, одно из старейших русских поселений на территории нашей области, считалось пограничным пунктом на пути всевозможных нашествий.

В 1552 году царь Иван Грозный шел походом на Казань. На территории Сурского района войска Ивана Грозного делали три остановки. Участник этого похода князь Андрей Курбский указывал точные места остановки этих войск: на реке Большая Сарка, возле Цыповского кургана 3 августа по старому стилю. На реке Суре, под Баранчеевым городищем (на горе выше села Барышская Слобода) 4 августа, и третье – на речке Къянте при впадении ее в реку Барыш, недалеко от села Кивать 5-6 августа.

Во время этого похода было выбрано местоположение для основания Промзина-городище.

Во время подготовки к решающей битве с Казанью московское правительство стремилось насадить в районе междуречья Оки и Суры русские военные поселения-городища: в обязанности служилых людей входило отражать набеги кочевников. Когда же появилась Симбирская засечная черта, Промзино-Городище потеряло значение пограничного форпоста и превратилось в один из местных экономических центров края.

Богатейшие рыбные ловли, бобровые гоны, бортные (медовые) урожаи, огромное количество боровой и водоплавающей птицы, первозданные леса, густо населенные зверьем, - все эти несметные богатства привлекали сюда не только люд, но и помещиков.

Промзино всегда было связано с именами царственных особ. В числе крупных землевладельцев Сурского края значились Салтыковы, Потемкины, Голицыны, царевич Алексей, князь Меньшиков и другие знаменитые фамилии.

Гораздо позже, чем на других русских землях, возникло здесь крепостничество. Населяли край вольные стрельцы с гордым, независимым характером. Возможно, поэтому история Промзина тесно связана с именами вождей крестьянских восстаний. В 1670 году, в период крестьянского восстания под руководством Степана Разина, многие промзинцы действовали в отряде его атамана Осипова. А когда в конце июля 1774 года из Алатыря в Саранск шла главная армия Емельяна Пугачева, фланговые ее отряды побывали в Промзино. Видел Сурский край и декабристов – приезжавших сюда братьев Александра и Петра Беляевых. С Промзино связано имя Петра Мартьянова, выкупившегося на свободу из крепостной зависимости и впоследствии сотрудничавшего с Герценом и Огаревым в журнале «Колокол». Здесь прошли детские и юношеские годы видного советского военачальника генерал-лейтенанта Николая Александровича Гагена.

Край труда

Изделия сурских ремесленников были известны далеко за пределами их родных мест. На отдаленных базарах сбывались бочки, телеги, колеса, изготовленные в Кувае, Малом Барышке, Болтаевке, Барашеве. В Барышской Слободе делали баржи для сплава леса. В Ждамирове занимались гонкой смолы и дегтя, в Астрадамовке – выделкой овчин и кож. Редкое для того времени ремесло – резание по дереву и иконописание – было распространено в Гулюшеве. В самом Промзине был налажен ряд производств: кирпичное, кузнечное, ткацкое, войлочное. Особенно широкий размах получило ткачество из бумажной пряжи: в год в Промзине и других селениях вырабатывалось до 600 тысяч аршин (аршин составляет чуть больше 70 сантиметров) разных холстинок. Промзинские женщины были очень старательные, искусные рукодельницы с большой фантазией. Обыкновенную холстинку они делали узорчатой. Местные помещики приказывали своим управляющим держать на особом учете наиболее талантливых рукодельниц. Умению тонко и ровно прясть учили с шести-семи лет. Граф Рибопьер, один из владельцев Промзина, создал училище и мастерскую, где молодые девушки ткали ковры и сарафаны. Изделия отличались разнообразием отделки. Каждому узору пряжи соответствовал свой рисунок и особая отделка. 

В XVIII веке Промзино стало крупным торговым центром (здесь проходили почтовые и коммерческие тракты), а также одной из первых в Симбирской губернии хлебных пристаней. Село производило впечатление города и славилось состоятельностью жителей. В «Материалах для истории и статистики Симбирской губернии» (1880 год) можно прочесть: «В губернии не было ни одного села, в котором было бы так много двухэтажных домов. Есть много домов чисто городской архитектуры».

После отмены крепостного права в Промзине сосредоточились 18 кирпичных заводов, 5 маслобоен, 4 солодовни, 27 постоялых дворов, много лавок, 15 питейных заведений да трактир. Видное место занимал салотопленный завод, изделия которого отправлялись даже в Санкт-Петербург. Одних плотников и каменщиков здесь проживало 200 человек, вели торговлю 300 человек, 400 промзинцев промышляли на стороне. 

Богомольный край

До революции в Промзине было сооружено несколько церквей. От других храмов Симбирской губернии промзинские отличались богатством и роскошью. Богомольные купцы здесь денег на строительство церквей не жалели. В России в то время большим уважением и почетом среди народа пользовались не столько самые богатые люди, сколько тратившие большие средства на строительство церквей, монастырей и другие благотворительные цели.

В 1820 году в центре села была построена большая каменная красавица с тремя престолами – Казанская церковь. На перекрестке улиц Купеческой (ныне Хазова) и Глотовской (улица Ленина) на средства общества и частные пожертвования в конце XIX века была сооружена каменная часовня в честь Александра Невского, стоимость которой оценивалось в 75 тысяч рублей. Часовни стояли почти на каждой промзинской улице.  В 1862 году на общественные средства была возведена каменная часовня на Никольской горе в честь святого Николая Чудотворца. А церковь на промзинском кладбище была построена, по рассказам очевидцев, после возвращения Н.А. Гагена из плена в Первой мировой войне его отцом.

Но главной церкви – каменному храму о семи куполах – так и не суждено было возвыситься. Ее строительство (строилась на месте, где сейчас стоит здание соцзащиты и пенсионного фонда) было приостановлено в Первую мировую войну. И лишь проект, копия которого выставлена в местном музее, дает нам представление о ее величии.

Волна разрешуния церквей, прокатившаяся по стране, не обошла стороной и Промзино. Остается сожалеть, что многие замечательные памятники русского зодчества не сохранились до наших дней. Так что нынешнее поколение сурчан может судить о красоте бывших храмов лишь благодаря старым фотографиям и экспозиции районного краеведческого музея, где представлены картины местного художника Вячеслава Соболева с изображением промзинских церквей. Но вот услышать их звонарные сладостные песни, которых разливались когда-то по всей округе, уже не придется. 

Один из колоколов промзинской церкви отличался особым благозвучием. Звон его, говорят, доходил даже до Алатыря (а это ни много ни мало полсотни верст).

Песенный край

Бывшее Промзино известно как одно из фольклорных «гнезд» края. В нем было записано много преданий о кладах. Особенно прославилось селение тем, что у промзинских крючников (так называли грузчиков) во второй половине XIX века были записаны народные песни, часть которых вошла в знаменитый сборник «40 народных песен», изданный известным русским композитором М.А. Балакиревым. Музыка этих песен использована многими русскими композиторами в своих произведениях, например, П.И. Чайковским в опере «Опричник».

На Суре прошли молодые годы поэта-песенника А.В. Тимофеева (1812-1883). Хорошо известна его песня «Свадьба» («Нас не в церкви венчали»). Здесь собирала материалы для своих книг советская писательница Мариэтта Шагинян, писатель Юрий Саганов в р.п. Сурское написал исторический роман «Новгород Свияжский».   

Подготовлено с использованием материалов  районного краеведческого музея и журнала «Мономах».

Категория: Новости | Просмотров: 766 | Добавил: Sergeiinbox | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]