Суббота, 27.04.2024, 05:52
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Поиск
Категории раздела
Криминал [0]
Спорт [59]
Праздники [128]
Новости [1363]
Анонс [0]
Читайте в следующем номере
Вопрос читателя [10]
Проишествия [4]
Экспресс опрос [15]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Социальные сети
Главная » 2018 » Февраль » 1 » Конкурс профессионального мастерства
11:22
Конкурс профессионального мастерства

Зайцева стала лучшей

Победителем районного конкурса «Учитель года-2017» стала учитель математики и информатики Сурской средней школы Светлана Валерьевна Зайцева. В марте она будет представлять Сурский район на областном конкурсе в Ульяновске.

Испытание проводилось в декабре ушедшего года и состояло из двух этапов - заочного и очного. Для участия в заочном туре нужно было создать собственный сайт, разместить там свои методические разработки, педагогический опыт и написать эссе на тему «Я - учитель». В ходе очного этапа конкурса учитель проводил учебное занятие, представлял «визитку» и демонстрировал свой педагогический опыт (20 слайдов по 20 секунд). Всего в конкурсе педагогического мастерства приняли участие две претендентки – Светлана Валерьевна Зайцева и Алена Александровна Матросова, учительница Лавинской средней школы.

Признаться, готовясь к беседе с победительницей, я строил план интервью, подбирал вопросы и при встрече их задал. В ходе разговора Светлана Валерьевна предложила мне прочитать своё эссе. В нём,  как мне кажется, автор наиболее полно рассказала о становлении себя как учителя, и мы публикуем его в полном объёме.

В. ГОРДЕЕВ.

Светлана Зайцева:

«Я - учитель»

Свое эссе я начну нетривиально – я никогда не хотела стать учителем. Неожиданно для человека, решившего участвовать в таком конкурсе, не правда ли? Но тот, кто сейчас подумал, что на этом чтение можно и закончить – совершенно не прав. Рискните, и дочитайте до конца.

Итак, далекий 1989 год… Сурская школа… Педкласс… Отличница Сомова - «серая мышь», от которой слова лишнего не услышишь. Нет, не потому, что она неразговорчивая, или ей нечего сказать. Это потому, что она всегда всего боится. Боится высказаться, так как другие имеют лучшие ораторские способности. Боится где-либо участвовать, так как другие гораздо смелее и раскованнее. Она никогда не была лидером и предводителем ватаги ребятишек, так как была ужасно стеснительной. Вот такой вот ходячий комплекс неполноценности. А зачастую ей так хотелось, чтобы ее увидели, услышали, узнали ее мнение! Ведь оно было! Так она и жила: тихий скромный очкарик снаружи с кучей противоречий внутри.

Родители видели в ней будущего экономиста, учительница по химии – врача, сама она склонялась к профессии юриста, по психологическим тестам ей подходило быть военным следователем. Вот такой вот коктейль несовместимого.

Приближался цветущий и долгожданный июнь 1989 года. Она панически боялась сдачи экзаменов. К тому же, о ужас, им объявили, что экзамены у них будут принимать, кроме своих родных учителей, еще и преподаватели пединститута. Страх вырос в разы! Уверенность уплывала из-под ног. Но… Все проходит! Прошло и это. Причем, прошло достаточно гладко. Хотя, не без эксцессов – сорвалась золотая медаль. Во всем оказался виноват гальванометр, что-то она там напутала с его шкалой. Ну, ничего, серебро – тоже металл! Зато появился огромный плюс – всем, успешно сдавшим школьные экзамены, предложили совершенно без вступительных испытаний место в пединституте на любом факультете.

Как вы думаете, что выбрал всего боящийся человек, собиравшийся стать юристом (для чего нужно было сдавать ещё вступительные экзамены), у которого появилась возможность больше ничего не сдавать?

Конечно же, страх победил. Подумав, она решила: «Ну, что ж, учителя тоже люди!» И подала документы на физмат. Всё-таки математика перевесила. Да и папа не унимался: «Ну, ничего, отучишься – легче будет второе образование получить, экономическое». На том и порешили. Так «серая мышь» стала кандидатом в учителя.

Знакомые недоумевали: «Как ты будешь работать в школе, если ты детей-то боишься?» И ей самой тоже было это непонятно.

Но пять лет учебы в ВУЗе не прошли даром! Появилась уверенность в себе. Появилось умение аргументировано высказывать свое мнение. Появились навыки публичного выступления. Появился первый опыт сотрудничества с  детьми.

Так появилась на свет я – совершенно другой человек, учитель. Институтские годы научили меня многому. Изучение педагогики и психологии раскрыло мне тайны общения с детьми. Я поняла, что с детьми интересно!

Особенно важную роль в понимании того, что я выбрала именно свою профессию, сыграла вожатская практика в пионерском лагере. Там я поняла, что дети – это не только интересно, но и очень ответственно.

Так случилось, что в нашем отряде собрали детей 12-13 лет – опекаемых и из неблагополучных семей, какой-то спецотряд, к ним воспитателем и вожатой должны были приехать взрослые «тёти» со специальным педагогическим образованием и соответствующим опытом работы. Но что-то там у них не сложилось, и в результате этой необузданной ораве отдали на растерзание нас с подружкой. Она по характеру была более мягкой, и ей было легче общаться с девочками. А мне «достались» пацаны.

В первый день я плакала. Они привыкли жить сами по себе, над ними по жизни никогда не было никакого контроля, чтобы к нему привыкнуть, и с ним считаться. Они могли без предупреждения уйти в лес – погулять, или на пруд – порыбачить. Они не понимали и не принимали слово «нельзя». И ведь, по большому счету, не они были в этом виноваты, а те обстоятельства, что воспитали их такими. Но ведь сейчас ответственность за них несли мы! Поэтому нам оставалось только одно – расположить их к себе и стараться «денно и нощно» быть рядом, не выпуская из своего поля зрения. Завоевать авторитет у них было очень сложно. И «управлять» ими было очень трудно. Первые три дня. А потом вмешался «его величество» случай.

В нашем лагере не было своего футбольного поля, оно было в лесу между двумя соседними лагерями. Однажды, убежав туда тайком, наши мальчишки столкнулись там с ребятами из другого лагеря. Те были постарше и посильнее, возник конфликт, и наши трусливо ретировались оттуда восвояси. Пожаловались мне, на что я им твердо сказала: «Давайте договоримся: без меня больше никуда не уходите!»

Слово своё они сдержали. Я продиралась вместе с ними через дебри кустов за желанными ягодами.  Я убедила их, что не стоит идти тайком купаться не на пляж, а в какое-то неизвестное место. Я вставала в 4 утра с осоловевшими глазами на рыбалку. И как приятно было случайно услышать однажды таким ранним утром разговор: «Давайте не пойдем на рыбалку сегодня, пусть Света поспит, они вчера поздно легли» И, к моему удивлению, больше таких случаев самовольных «походов» не было.

Не думаю, что их очень напугал тот случай на футбольном поле.  За свою пока еще небольшую, но уже такую несладкую жизнь они сталкивались и не с таким. Я считаю, что они просто прониклись доверием, когда увидели во мне не столько наставника свыше, сколько друга, способного понять. Да и «лагерная» жизнь сделала своё дело, все ребята в отряде сдружились, стали совместно с девочками готовиться к различным мероприятиям. И через неделю уже и не вспоминали о своих прежних похождениях за территорию лагеря.

Только много лет спустя, вспоминая и анализируя эту ситуацию, я поняла, что «брошенные» дети, как никто другой, хотят обычной человеческой заботы и понимания.

Без любви к детям хорошего воспитателя не получится. А любой хороший педагог, я считаю, в первую очередь – воспитатель. Я ни в коем случае не хочу сказать, что при этом учитель может посредственно знать или не уметь преподать свой предмет. Без этого учитель – и не учитель вовсе. Он просто обязан дать знание своего предмета на как можно более высоком уровне. Но без воспитания учитель превращается просто в «урокодателя». Можно учиться и по видеоурокам в Интернете. Но разве оказывает такой видеоучитель какое-либо влияние на душу ребенка? Разве при этом ребенок получает навыки взаимодействия в коллективе? Разве такой учитель научит ответственности, взаимопомощи, самооценке, критичности мышления и многому другому?

Только в школе любой учитель, обучая ребят основам своего предмета, постоянно и неотрывно оказывает воспитательное воздействие: не только своим внешним видом, своей речью, своим поведением, своей манерой общения, но и приёмами и методами, которые он применяет, а иногда – и самим содержанием предмета.

Возвращаясь к началу моего эссе, хочу сказать, что учителем я стала случайно, но не случайным! Ни единого дня в своей жизни я не пожалела о выбранной профессии и ни разу не задумалась о смене работы. Педагогическая деятельность изменила меня в лучшую сторону. Я стала более открытым и коммуникабельным человеком. Я стала более внимательной  и участливой к людям. Я стала творческим и креативным человеком. Учительская профессия открыла во мне много разных талантов и способностей, о которых я раньше даже и не подозревала: сочинительские, художественные, организаторские… Я поняла, что ни одна профессия в мире не совмещает в себе столько различных других профессий одновременно. «И швец, и жнец, и на дуде игрец» - пожалуй, это о профессии учителя!

Я поняла, что ни один начальник в мире не обладает такой властью, как учитель. Мы управляем ребячьими душами!

Роберт Рождественский назвал нашу работу: «Профессия дальнего действия. Главная на Земле». Действительно, после родителей  учитель – самый главный человек, который влияет на становление личности.

К сожалению, в последнее время участилась тенденция самоустранения родителей от воспитания своих детей. Они считают, что их забота – одеть и накормить, а воспитывает пусть школа. Это очень большая проблема современной школы. Причем, проблема очень трудноразрешимая, так как переубедить многих родителей практически невозможно. И остается бедный ребенок один на один с учителем.

Мало того, зачастую еще и с дискомфортом в душе, так как встречаются очень уж неумные родители, которые нелестно высказываются при детях о школе, об учителях, не понимая, что тем самым они приносят непоправимый вред отношению ребенка не просто к школе или конкретному учителю, а к обучению вообще.

Бывает, что учителя действительно являются источниками конфликта, но такие спорные вопросы нужно решать один на один с учителем, либо на административном уровне, а не на уровне психики ребенка.

Как правило, некомпетентные учителя, попавшие в школу случайно, надолго там не задерживаются. Так как профессия учителя требует очень большой самоотдачи, причем не только в физическом, но и в духовном плане. Профессия учителя требует очень много времени, так как постоянно приходится совершенствовать свои знания. Ведь педагог должен быть требовательным не только к своим ученикам, но и в первую очередь – к себе.

Я считаю, что педагогом не сможет работать равнодушный человек – он либо уйдет, либо перевоспитается.

Учитель должен иметь огромное самообладание и терпение. Но не спокойствие. Я думаю, что очень спокойный человек тоже не сможет быть лучшим учителем. Потому что учитель должен быть лидером, он должен суметь зажечь искру в глазах и сердцах детей. Иногда для этого требуется недюжинное актерское мастерство, но никак не спокойствие.

Одним из главных качеств учителя могу назвать еще и справедливость, только таких учителей уважают ученики.

Но не только учителя отдают свою душу ученикам.  Дети тоже благотворно влияют на своих педагогов.  Они помогают через призму своего оптимизма взглянуть на житейские трудности под другим углом. Они заряжают энергией и позитивом. Моя работа не позволяет мне стареть душой. Благодаря ей  я всегда «на волне». Быть учителем –  значит уметь находиться в возрасте своих воспитанников. Только так можно понять и прочувствовать их.

Конечно, дети встречаются разные, бывает кто-то сильно расстроит, но заглянешь в глаза другому, а в них столько сочувствия и понимания. Дети – они очень мудрые, внимательные и понимающие.  К месту вспомнился комичный в данной ситуации случай. Предложили участие в конкурсе «Учитель года».  Задумалась. Вышла из кабинета.  Навстречу по коридору идет мой шестиклассник, разгильдяй еще тот. Участливо вопрошает: «Светлана Валерьевна, у Вас что-то случилось?» «Нет, - отвечаю,  - всё хорошо. С чего ты взял?» «У Вас такое лицо, будто Вас обидели!»

А ведь, действительно, подумала я, к чему такие раздумья? Почему бы не попробовать? Тем более, что высказыванию Василия Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»  я соответствую.

В заключение хочу сказать, что между собой  педагоги иногда  подшучивают: «Учитель – это диагноз!» И он неизлечим! Так дай Бог, чтобы в школе побольше было учителей, для которых их профессия – это диагноз, а значит – это образ жизни!

Категория: Новости | Просмотров: 261 | Добавил: Sergeiinbox | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]